Пятый вид счастья называется «ананда-майя». Это счастье, которое возникает у человека, когда он соприкасается с источником. Оказывается, что источник – это Личность. Мы все слышали о том, что должен быть какой-то источник. Кто-то говорит, что это большой взрыв, кто-то называет это случайностью. Все равно есть какое-то начало, как вы это ни назовите: взрыв, случайность, принцип, сингулярность… Но есть начало.
Так вот, оказывается, это начало имеет личностную природу. Личностное означает, что у него есть идеи, у него есть желания, у него есть планы, у него есть возможность вступать во взаимоотношения. Не все это понимают, не все это признают, но с точки зрения ведической философии это так.
Религиозная жизнь и любовь к Богу – это про разное. Люди могут находиться в какой-то духовной организации, могут приходить в храм, обращаться к Богу. Но что они хотят от Бога? «Здравствуй, Бог. Нам сказали, что Ты главный в этом мире». Он говорит: «Здрасьте, принес?» «Принес, вот, у меня все есть». Что интересует этого религиозного человека? Какой вид счастья его интересует? Первый, второй уровень счастья. Третий уже как-то непонятен ему. Ему интересно, чтобы болячки зажили, чтобы все было, чтобы все переваривалось, чтобы все рассасывалось.
Второй вид счастья от взаимоотношений. Вот их интересует сам исполнитель их желаний? Когда мы идем за паспортом, мы интересуемся паспортисткой, спрашиваем ее: «А как вы себя чувствуете? Что вам на завтрак сделать? Вы не устали, нет?» Какие отношения там? «Что, сделали, нет? Нет? Когда сделаете-то? Кто так работает, вообще? Где мы живем? Сделали? Ну, слава Богу! Ну, спасибо». Есть у нас личностные отношения? Интересует нас паспортистка? Нет, не интересует. Просто как функциональная единица.
Вот точно так же у большинства людей, если они приходят в религию, у них только такой интерес: «А даст или не даст, исполнит-не исполнит», и все. Исполнил? Ну, и все нормально, и чего с Ним общаться-то теперь? Только если еще исполнит что-то, ну, на всякий случай, на будущее, надо хороших знакомых иметь. Когда человек получает желаемое, он не может испытать счастье от личных отношений с Богом. Ему это недоступно. Потому что его интересуют другие вещи, и он ставит отношения с Богом ниже, чем те вещи, которые он просит. Если бы ему хотелось отношений, просил бы он что-то другое? Нет. Он считает, что эти вещи лучше, и притом не со зла он так считает, а просто он не знает, что есть еще какие-то другие варианты.
Есть люди, которым повезло, кто узнал, что когда наша потребность любить и быть любимым проявляется во взаимоотношениях с Богом, и это реально, не фантастически, не надуманно, а реально, то их счастье превосходит любые виды блаженства.
Олег Сунцов, фрагмент из лекции "Что такое счастье и как его достичь?"